Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Купля-продажа строительного оборудования подвержена классическим циклическим колебаниям. Рост строительства, добычи полезных ископаемых и карьерных разработок провоцируют всплеск продаж, когда время выполнения подрядов сокращается, и производители стремятся изо всех сил выполнить заказы. А когда активность падает, резко снижаются и продажи, поскольку подрядчики и арендные компании считают, что их транспортные парки более чем достаточны для той работы, которую они имеют.
Глобальные продажи строительного оборудования по регионам .
В глобальном выражении низкая точка продаж оборудования в мире пришлась на 2015 и 2016 годы, когда рынок строительного оборудования достиг дна на уровне около 700 000 машин в год. Тем не менее, спрос вырос на 27% в 2017 году и еще на 26% в 2018 году и достиг рекордно высокого уровня почти 1,13 млн машин с розничной стоимостью 110 млрд долларов США.
Лишь второй раз в истории строительства спрос на технику превысил миллион машин. В предыдущих случаях причиной увеличения рынка были китайский строительный бум, простимулировавший продажи в 2011 году и докризисный пик 2007 года.
Восстановление строительного оборудования.
Одна из причин такого резкого улучшения ситуации заключается в том, что почти все основные рынки мира находились в режиме восстановления в конце 2016 и начале 2017 года. Единственными исключениями стали Ближний Восток, где низкие мировые цены на сырье препятствуют экономическому росту, и Латинская Америка – опять же из-за цен на сырьевые товары, а также факторов политической нестабильности.
До 2017 года несколько ключевых рынков, включая Европу, Северную Америку и Индию, находились на восходящей траектории. Игровым чейнджером в 2017 году стал Китай, где продажи оборудования выросли более чем на 80% за один год – даже для КНР довольно ошеломляющий рост.
Увеличение продаж в Китае.
Спад в Китае в 2011-2016 годах последовал за необычайным бумом продаж оборудования в 2010 и 2011 годах, которые были вызваны государственной программой компенсации в размере 600 миллиардов долларов США. Беспрецедентный максимум продаж завершился долгим и болезненным спадом производства. Продажи нового оборудования были приостановлены из-за низкой строительной активности и появления большого количества новых машин в отрасли.
Спасение пришло в конце 2016 в виде новых инвестиций в инфраструктуру в рамках инициативы «Пояс и дорога» президента Си Цзиньпина (BRI).
Огромные инвестиции поступили в наземную и морскую транспортную инфраструктуру Китая, и теперь китайские банки финансируют проекты в соседних странах. Все это вновь благотворно повлияло на рост местной индустрии строительного оборудования. Одним из ключевых моментов зарубежных аспектов инициативы BRI является то, что китайские проекты как правило осуществляются китайскими подрядчиками (или их совместными предприятиями), и китайские строители приобретают технику произведённую в Китае.
Несмотря на то, что пик продаж оборудования, связанного с этими проектами, похоже, уже прошел, на рынке КНР в этом году ожидается лишь умеренное снижение. Более выраженный спад может произойти в 2020 году. Но на данном этапе эксперты не считают, что рынок просядет так же, как это было в 2012 году.
Еще недавно колесные экскаваторы были рабочими лошадками китайского строительства. Но в 2017 году они были впервые замещены гусеничными экскаваторами. Это отчасти связано возросшей доступностью и приемлемой стоимостью гусеничных экскаваторов, поскольку за последние десять лет местные компании научились делать хорошие машины и могут конкурировать с международными производителями фирменного оборудования (OEMs), работающими в Китае.
Кроме того, класс колесных экскаваторов подвергается огромному давлению со стороны «экономичных» альтернатив – в основном натиску несложного в производстве низкотехнологичного сельскохозяйственного оборудования местного производства.
Строительный рынок Индии.
Еще одним важным рынком строительной техники в последние три года стала Индия. Эта страна является одной из наименее пострадавших от глобального экономического кризиса, который разразился после краха Lehman Bros. в 2008 году. Гораздо более пагубными для экономики этой страны были коррупционные скандалы, охватившие правительство Манмохана Сингха в последние два года его правления.
Выборы нового премьер-министра Индии в 2014 году стали поворотным моментом. Правительство Нарендры Моди, победившего, что необычно для этого государства с абсолютным большинством, сделало многое для активизации и притока инвестиций в инфраструктуру Индии. Хотя это заняло два года или около того, рынок оборудования заметно оживился и это привело к заметному росту продаж с 2016 года. Недавно партия БДП Моди была переизбрана в результате уверенной победы, что по мнению аналитиков должно привести к продолжению значительных инвестиций в инфраструктуру страны.
В 2018 году продажи машин в Индии достигли рекордного уровня в 98 000 единиц – это более чем в два раза превышает спрос в 2014 и 2015 годах. Рынок, вероятно, упадет в этом году из-за срыва всеобщих выборов. Тем не менее, Off-Highway Research оптимистично оценивает спрос в Индии и ожидает, что продажи достигнут новых максимумов в течение двух-четырех лет.
На сегодняшний день рост продаж оборудования во многом связан с дорожным строительством. Однако в Индии не снижается интерес к строительству новой инфраструктуры. И это касается таких секторов как энергетика, водные ресурсы, жилье, железные дороги, аэропорты и порты. Увеличение инвестиций в любую из этих отраслей экономики будет способствовать дальнейшему росту продаж оборудования.
Продажа экскаваторов-погрузчиков.
Экскаватор-погрузчик остается чрезвычайно популярной строительной техникой в Индии. Продажи экскаваторов-грузчиков в 2018 году превысили 45 000 машин, что по объему составляет около половины всего объема рынка. Также примечательно, что в прошлом году в Индии было продано больше экскаваторов-погрузчиков, чем во всех странах мира.
Статистика отмечает постепенный переход крупных подрядчиков на гусеничные экскаваторы, при этом экскаваторы-погрузчики рассматриваются либо как машина для начинающих предпринимателей в строительной отрасли, либо как машина для сельхозпроектов. Это подтверждает то, что экскаваторы-погрузчики сохраняют свою популярность в Индии, и применяются в различных областях производства.
Другим важным для Индии типом оборудования является подъемно-транспортный кран, который является предпочтительным механизмом для подъема и перемещения грузов во многих отраслях промышленности, включая строительство. Продажи этих машин местного производства превысили 11 000 единиц в 2018 году. Уплотнительное оборудование и брусчатка также составили крупный объем продаж в последние годы из-за акцента на дорожное строительство.
Европейская строительная промышленность.
Спрос на оборудование в Европе в целом ежегодно улучшается с посткризисного минимума 2009 года. Минимальный объем продаж зафиксирован в 2012 и 2013 годах. Увеличение спроса в 2016-2018 годах было особенно резким, а в прошлом году продажи составили 178 000 машин. В то время, как максимум продаж в отрасли был достигнут в середине 2000-х годов и составил более чем 200 000 машин, — это неплохой результат для Европы.
За последние три года продажи оборудования выросли почти во всех европейских странах. Причина этого — экономический рост. Наблюдается возросшая активность в жилищном строительстве, особенно в Германии. Реформа во Франции дала свои плоды после введения закона Макрона-2015. Происходит восстановление в южных экономиках, наиболее пострадавших от глобального кризиса. Здесь царит климат низких процентных ставок и зафиксировано большое число значительных инфраструктурных инициатив.
Возросшие объемы продаж строительной техники во Франции, Германии и Великобритании, наряду с большей частью северного региона были особенно высокими в прошлом году, и по мнению экспертов они сейчас достигли пика. Рост в настоящее время сосредоточен в странах Южной Европы, наиболее значительной из них является Италия, хотя объемы строительства в этих регионах остаются относительно низкими.
Мини-экскаваторы очень популярны в Европе. Выход Великобритании из Европейского Союза.
До сих пор неопределенность Brexit мало влияла на рынок Великобритании или на спрос оборудования в Европе. Более чем 38 000 машин было продано в прошлом году в Великобритании и Северной Ирландии. Уровень продаж здесь был почти таким же высоким, как и в период бума середины 2000-х годов. В течение последних нескольких лет особенно в Лондоне и на его юго-востоке идет большое жилищное строительство. И здесь же в настоящее время размещаются основные заказы по строительству инфраструктуры.
Никто не сомневается, что когда – и если – Brexit произойдет, это будет потрясением для отрасли. Поступление на рынок машин и деталей может быть осложнено тарифами и бюрократическими барьерами, и в долгосрочной перспективе негативное влияние на экономику Великобритании, скорее всего, приведет к снижению спроса на оборудование.
А теперь немного о популярном оборудовании. В Европе растет спрос на мини-экскаваторы, отчасти это происходит из-за роста арендной индустрии, которая определяет 40% сбыта оборудования. Телескопические погрузчики также стали более востребованными за последние 20 лет. Эти два тренда определили потерю лидирующих позиций некогда популярными экскаваторами-погрузчиками и поворотными экскаваторами.
Продажи строительства в Северной Америке.
Восстановление североамериканского рынка строительного оборудования было довольно затяжным и длительным после его краха в 2009 году. Оно обусловлено устойчивым ростом жилищного строительства, хотя и с очень низкого старта после окончания очередного кризиса и последующих глобальных потрясений, которые он вызвал. Этому способствовало более широкое восстановление строительства, которое началось в начале 2010-х годов.
Нужно отметить, что в 2016 году спрос на оборудование был приостановлен из-за неопределенности вокруг итогов президентских выборов. Затем рост восстановился и, также, как и в Европе, североамериканский спрос сейчас является самым высоким с докризисного пика середины 2000-х годов.
Больше всего от строительного бума выиграли наиболее легкие типы оборудования. Отмечается рост продаж мини-экскаваторов, телескопических погрузчиков и, в частности, гусеничных экскаваторов низкого класса. Как и в ЕС, экскаватор-погрузчик немного потерял популярность в Северной Америке, но их продажи остаются на уровне примерно 10 000 машин в год.
Поворотные экскаваторы продают в больших количествах в Северной Америке.
Поворотные экскаваторы продают в огромных количествах и используют для строительства и земляных работ в Северной Америке. Но против проданных в прошлом году 34.000 машин, рынок далек от своего пика — 73.000 механизмов приобретенных в 2000 году. Тогда в тренде были компактные гусеничные погрузчики.
В тоже время эксперты предрекают в этом году рост на североамериканском рынке оборудования. Хотя строительство жилья здесь и достигло своего пика, как ожидается, возрастут инвестиции в инфраструктуру. Это должно привести к продажам других видов оборудования и появлению интереса к более крупным машинам, что, конечно же, положительно влияет на общую стоимость сегмента.
Япония. Продажа оборудования.
Японский рынок перешел на другой ритм, по сравнению с тем, что было с ним в 2010-х годах. Он достиг своего апогея в 2013 году, в результате реформы премьер – министра Синдзо Абэ. Речь идет о политике стимулирования, известной как Абэномика После землетрясения и цунами в марте 2011 года в стране проводились большие восстановительные работы.
В 2017 году было зафиксировано некоторое улучшение статистики. Но не понятно, связано ли это с улучшением фундаментальных показателей строительного сектора Японии или другими факторами. Запланированное увеличение налога на потребление в 2015 году было перенесено на 2017 год. И есть немало свидетельств того, что перед этим совершались покупки оборудования «про запас», чтобы избежать повышающихся цен. Но в данном случае повышение налогов было фактически отодвинуто на октябрь этого года (и даже может быть отложено).
Еще одним интересным фактором, который мы рассмотрим, стал рост спроса на оборудование в Юго-Восточной Азии в 2017 и 2018 годах. Это традиционные маршруты утилизации подержанного оборудования из Японии. Резко влетевший спрос на подержанную технику в этих странах (и по хорошим ценам) побудил японские прокатные компании и подрядчиков обновить свои автопарки.
После всплеска продаж нового оборудования в Японии в 2017 году рынок просел на 5% в 2018 году и теперь, похоже, стабилизировался на уровне 63 000 единиц в год.
В Японии преобладают местные производители. Единственный иностранный поставщик техники общего значения — Caterpillar, который обязан своим присутствием на местном рынке совместному предприятию с Mitsubishi, которое было создано еще в 1963 году. Caterpillar начала выкупать акции своего партнера в 2008 году, предприятие в Японии теперь полностью принадлежит американской компании.
Продажа строительного оборудования по видам оборудования.
Поскольку, как мы уже сказали, на японском рынке доминируют местные производители, то и спрос сосредоточен вокруг тех продуктов, которые эти компании исторически предлагают. Мини-, гусеничные-, колесные экскаваторы продаются в больших количествах, а также есть устойчивый спрос на бульдозеры, грейдеры и самосвалы.
В Японии никогда не было значительных продаж экскаваторов-погрузчиков, поворотных экскаваторов или телескопических погрузчиков. Наиболее распространенными типами подъемного оборудования здесь являются краны-погрузчики с жесткой стрелой и передвижные краны, которые разрешены для движения по дорогам общего пользования.
Продажа строительного оборудования по всему миру.
На рынки, которые рассматриваются в этой статье, приходится около 75% мировых продаж оборудования. Из других крупных регионов, которые мы не упомянули, самым значимым и динамичным является Юго-Восточная Азия. Здесь продажи также значительно улучшились с 2016 по 2018 год. Объемы нового оборудования в Африке в целом выросли в этот период, но они относительно невелики.
Латинская Америка пережила некоторый рост, но спрос здесь далек от того, что было в начале 2010-х годов, до падения цен на сырьевые товары и бразильского скандала Petrobras. Низкие цены на сырьевые товары также обрушили спрос на Ближнем Востоке. Продажи оборудования в этом регионе упали в последние несколько лет, в то время как почти во всем мире статистика показывает рост.
Заглядывая в будущее, можно предположить, что, хотя пик текущего глобального цикла, вероятно, уже миновал, спрос на строительную технику останется на высоком уровне в течение этого года и далее.
Мировые продажи могут составить около миллиона машин в 2019 году.
Информация предоставлена - интернет портал строительный вестник.